ПЕДАГОГ - ПСИХОЛОГ Соколова Наталья Васильевна

Образовательный проект "МАГИЯ ПЕСКА"

27 ноября [ср]

 Тип проекта:

– По доминирующей деятельности информационно-практико-ориентированный; 
– По числу участников групповой, ориентированный на детей всех возрастных групп, родителей, педагогов;
– По времени проведения долгосрочный; 
– По характеру контактов осуществляется внутри дошкольного учреждения в контакте с семьей.

Актуальность темы.

Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.

Цель: Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии в практику работы ДОУ.

Задачи:

Организовать работу с “педагогической песочницей”; Разработать и апробировать на практике содержание воспитательно-образовательной работы и комплекс мероприятий по психофизическому оздоровлению детей; Развитие умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий; Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности; Создание необходимых условий для взаимодействия с семьями воспитанников.

Адресная направленность.

Данный проект рассчитан на воспитанников всех возрастных групп детского сада, родителей, педагогов образовательных учреждений, учителей – логопедов и практических психологов. Проект разработан на основе теоретических положений и практико-ориентированных направлений ряда разработок и программ. В основе проекта лежит также опыт работы ДОУ и практические исследования в области дошкольного воспитания. Проект раскрывает формы работы и особенности ее организации, а также психолого-педагогические условия обучения и воспитания дошкольников, соблюдение которых способствует успешной реализации педагогического проекта в рамках ДОУ.

Принципы реализации проекта:

Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся. Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности. "Позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста); дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; развивающий характер обучения, основанный на детской активности; сочетание научности и доступности материала; наглядность; характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; профессиональная компетентность педагога; принцип от близкого к далекому; принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ; принцип учета региональных условий.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Предполагаемый результат:

Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения); Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление; Способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников; Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей; Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения; Формирование самосознания и адекватной самооценки; Совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры; Легкая адаптация к ДОУ вновь поступающих малышей; Приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.

Условия реализации.

Условиями реализации предложенного нами педагогического проектирования по внедрению элементов песочной терапии в практику работы ДОУ являются следующие:

· организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.

· осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярном включении игры в образовательный процесс ДОУ и семьи;

· создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей;

· включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком.

Основные средства:

· Информирование родителей о задачах и содержании проекта;

· Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;

· Подготовка оборудования, материалов и инструментов;

· Обогащение предметно-развивающей среды.

Все вышеперечисленные формы и средства были включены в целостный педагогический процесс.

Содержание проекта.

Основные этапы проекта:

Первый этап – (организационный) поисково-теоретический – посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Были определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза, подобран необходимый диагностический инструментарий.

Второй этап – диагностическо-методический.

· Диагностическое обследование дошкольников; анкетирование родителей, анализ полученных диагностических данных;

· Составление и обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;

· Создание банка идей и предложений;

· Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса;

· Определение задач воспитательно-образовательного процесса;

· Планирование деятельности педагогов.

Третий этап – реализация проекта – в процессе чего был реализован педагогический проект.

Четвертый этап – (аналитический) подведение итогов и анализ результатов проекта – Осуществлялась обработка и обобщение полученных данных, которые подтвердили гипотезу исследования (уточнение теоретических положений, систематизация и обобщение данных опытно-поисковой работы, анализ результатов экспериментального исследования, уточнение выводов, оформление материалов).

Презентация проекта:

Презентация проекта на родительском собрании (педагоги-родители), педагогическом совете; Презентация проекта на муниципальном уровне; Презентация на областном уровне; Создание слайд – шоу.

Работа с детьми представлена следующими видами:

Индивидуальная диагностика. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку, в консультировании родителей и педагогов. Организованная образовательная деятельность с детьми; Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми; Самостоятельная игровая деятельность детей; Система коррекционно-развивающих занятий;

Условия работы с детьми:

  1. Согласие и желание ребенка.
  2. Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.
  3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Мы используем следующие виды работы в педагогической песочнице:
– конструирование из песка;
– рисование песком и на песке;
– экспериментирование;
– составление узоров на песке;
– диагностика;
– создание картин на песке и “песочного мира”;
– игры в адаптационный период;
– создание песочных композиций и “секретов”.

Взаимодействие с родителями представлено следующими формами:

Анкетирование, тестирование родителей; Просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов, круглых столов; Привлечение родителей к изготовлению методических пособий для работы с песком; Совместные конкурсы поделок из песка (“Песочный город”, “Песочное угощение”). Деловая игра “Ребенок, играющий в песок” (педагоги  детского сада, родители); Фотовыставка “Пусть не сердятся родители, что измажутся строители”; Индивидуальная консультативная работа; Родительские собрания с показом практической работы с детьми.

Основные средства:

  1. Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
  2. Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
  3. Подготовка оборудования, материалов и инструментов;
  4. Обогащение предметно-развивающей среды.

Все вышеперечисленные формы и средства были включены в целостный педагогический процесс.

Психолого-педагогическое сопровождение представлено:

Серия комплексных занятий, направленных на развитие эмоциональной и познавательной сферы детей; Система мониторинга для отслеживания результатов работы; Создание системы психолого-педагогической диагностики, которую может реализовать воспитатель; Система занятий по адаптации детей к ДОУ.

Методическая работа с педагогами:

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов, как организаторов разнообразных видов детской деятельности.

Задачи:

  повышение уровня профессиональных знаний и навыков, создание условий их переноса в практическую деятельность

  развитие информационных, организаторских, коммуникативных и аналитических умений

  развитие творческого потенциала педагогов, их самостоятельности и инициативы

  формирование у педагогов потребности в профессиональном росте.

Особенности песочной терапии.

“Песочная терапия” – один из методов психиатрии, возникший в рамках аналитической психологии.

Это игровой способ рассказать о своих проблемах.

Возможности самовыражения не ограничены словами и действиями.

Создание песочных композиций не требует особых умений (позволяет делать исправления бесконечно).

Позволяет ребенку создавать картины мира в 3-х мерном пространстве.

Позволяет построить свой личный мир, ощущая себя творцом.

Применим в случаях отказа ребенка от классических форм обучения.

Принципы работы с детьми:

системность подачи материала, наглядность обучения, цикличность построения работы, доступность, проблемность, развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Форма организации – групповая, подгрупповая; индивидуальная.

Форма проведения – игровая. Ведущей и наиболее привлекательной деятельностью в дошкольником возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь на обеспечение психологической комфортности ребенка в ДОУ.

Игра обеспечивает положительную мотивацию для участия в развивающей работе и создает наилучшие условия для воссоздания самых различных отношений и связей, в которые вступают дети в реальной жизни. Положительная мотивация открывает широкие возможности целенаправленного формирования различных сторон психической деятельности.

Подбирая материал, мы ориентировались на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и развитию речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов, творческого мышления.

Форма проведения работы с песком разнообразна: использование развивающих игр и упражнений, творческих заданий, тестов, путешествий. Создаваемый благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует обеспечению социальной успешности дошкольников, развитию их познавательных способностей и формированию предпосылок учебной деятельности.

В заключении следует отметить, что в результате реализации данного проекта педагоги ДОУ приобрели опыт самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов. Налажено взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса, усилились методические связи между воспитателями, специалистами ДОУ и родителями воспитанников. Введение в практику работы детского сада элементов песочной терапии способствует психофизическому и личностному развитию детей. Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития.

Список литературы:

1. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия: метод. пособие для педагогов, психологов, родителей / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – С-Пб: Речь, 2007. – 98 с.

2. Заботливая, Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста / Н. Ф. Заботливая // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 2. – С. 17-20.

3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по песочной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : ТЦ «Язык», 2001. – 146 с.

4. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., Нисневич, Л. А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. А. Нисневич. – СПб. : Детство-пресс, 2010. – 228 с.

5. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. Сада / А. Д. Кошелева М.: Просвещение, 2005. – 176 с.

6. Мешавкина, Т. Ф. Использование песочной психотерапии в работе с дошкольниками / Т. Ф. Мешавкина [Электронный ресурс]. – http://e-school.karelia.ru

7. Родина, А. М. Работа с песочницей: пособие для практических психологов / А. М. Родина, Е. П. Кораблина [и др.]. – СПб.: ТЦ «Сфера», 2010. – 138 с.

8282d20fb750175dcbb7ecd2959adfae.jpg

 927c7497a5799b40a590588983faa9e0.jpg

1cb1489401cb3d24c607bf519f18f369.jpg


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.