ПЕДАГОГ - ПСИХОЛОГ Соколова Наталья Васильевна
Образовательный проект "МАГИЯ ПЕСКА"
27 ноября [ср]
Тип проекта: – По доминирующей деятельности информационно-практико-ориентированный;
Актуальность темы. Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя. Цель: Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии в практику работы ДОУ. Задачи: Организовать работу с “педагогической песочницей”; Разработать и апробировать на практике содержание воспитательно-образовательной работы и комплекс мероприятий по психофизическому оздоровлению детей; Развитие умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий; Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности; Создание необходимых условий для взаимодействия с семьями воспитанников.Адресная направленность. Данный проект рассчитан на воспитанников всех возрастных групп детского сада, родителей, педагогов образовательных учреждений, учителей – логопедов и практических психологов. Проект разработан на основе теоретических положений и практико-ориентированных направлений ряда разработок и программ. В основе проекта лежит также опыт работы ДОУ и практические исследования в области дошкольного воспитания. Проект раскрывает формы работы и особенности ее организации, а также психолого-педагогические условия обучения и воспитания дошкольников, соблюдение которых способствует успешной реализации педагогического проекта в рамках ДОУ. Принципы реализации проекта: Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся. Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности. "Позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста); дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; развивающий характер обучения, основанный на детской активности; сочетание научности и доступности материала; наглядность; характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; профессиональная компетентность педагога; принцип от близкого к далекому; принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ; принцип учета региональных условий.Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве. Предполагаемый результат: Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения); Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление; Способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников; Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей; Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения; Формирование самосознания и адекватной самооценки; Совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры; Легкая адаптация к ДОУ вновь поступающих малышей; Приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.Условия реализации. Условиями реализации предложенного нами педагогического проектирования по внедрению элементов песочной терапии в практику работы ДОУ являются следующие: · организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям. · осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярном включении игры в образовательный процесс ДОУ и семьи; · создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей; · включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком. Основные средства: · Информирование родителей о задачах и содержании проекта; · Вовлечение родителей в совместную работу над проектом; · Подготовка оборудования, материалов и инструментов; · Обогащение предметно-развивающей среды. Все вышеперечисленные формы и средства были включены в целостный педагогический процесс. Содержание проекта. Основные этапы проекта: Первый этап – (организационный) поисково-теоретический – посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Были определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза, подобран необходимый диагностический инструментарий. Второй этап – диагностическо-методический. · Диагностическое обследование дошкольников; анкетирование родителей, анализ полученных диагностических данных; · Составление и обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать; · Создание банка идей и предложений; · Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса; · Определение задач воспитательно-образовательного процесса; · Планирование деятельности педагогов. Третий этап – реализация проекта – в процессе чего был реализован педагогический проект. Четвертый этап – (аналитический) подведение итогов и анализ результатов проекта – Осуществлялась обработка и обобщение полученных данных, которые подтвердили гипотезу исследования (уточнение теоретических положений, систематизация и обобщение данных опытно-поисковой работы, анализ результатов экспериментального исследования, уточнение выводов, оформление материалов). Презентация проекта: Презентация проекта на родительском собрании (педагоги-родители), педагогическом совете; Презентация проекта на муниципальном уровне; Презентация на областном уровне; Создание слайд – шоу.Работа с детьми представлена следующими видами: Индивидуальная диагностика. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку, в консультировании родителей и педагогов. Организованная образовательная деятельность с детьми; Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми; Самостоятельная игровая деятельность детей; Система коррекционно-развивающих занятий;Условия работы с детьми:
Мы используем следующие виды работы в педагогической песочнице:
Взаимодействие с родителями представлено следующими формами: Анкетирование, тестирование родителей; Просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов, круглых столов; Привлечение родителей к изготовлению методических пособий для работы с песком; Совместные конкурсы поделок из песка (“Песочный город”, “Песочное угощение”). Деловая игра “Ребенок, играющий в песок” (педагоги детского сада, родители); Фотовыставка “Пусть не сердятся родители, что измажутся строители”; Индивидуальная консультативная работа; Родительские собрания с показом практической работы с детьми.Основные средства:
Все вышеперечисленные формы и средства были включены в целостный педагогический процесс. Психолого-педагогическое сопровождение представлено: Серия комплексных занятий, направленных на развитие эмоциональной и познавательной сферы детей; Система мониторинга для отслеживания результатов работы; Создание системы психолого-педагогической диагностики, которую может реализовать воспитатель; Система занятий по адаптации детей к ДОУ.Методическая работа с педагогами: Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов, как организаторов разнообразных видов детской деятельности. Задачи: повышение уровня профессиональных знаний и навыков, создание условий их переноса в практическую деятельность развитие информационных, организаторских, коммуникативных и аналитических умений развитие творческого потенциала педагогов, их самостоятельности и инициативы формирование у педагогов потребности в профессиональном росте. Особенности песочной терапии. “Песочная терапия” – один из методов психиатрии, возникший в рамках аналитической психологии. Это игровой способ рассказать о своих проблемах. Возможности самовыражения не ограничены словами и действиями. Создание песочных композиций не требует особых умений (позволяет делать исправления бесконечно). Позволяет ребенку создавать картины мира в 3-х мерном пространстве. Позволяет построить свой личный мир, ощущая себя творцом. Применим в случаях отказа ребенка от классических форм обучения. Принципы работы с детьми: системность подачи материала, наглядность обучения, цикличность построения работы, доступность, проблемность, развивающий и воспитательный характер учебного материала.Форма организации – групповая, подгрупповая; индивидуальная. Форма проведения – игровая. Ведущей и наиболее привлекательной деятельностью в дошкольником возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь на обеспечение психологической комфортности ребенка в ДОУ. Игра обеспечивает положительную мотивацию для участия в развивающей работе и создает наилучшие условия для воссоздания самых различных отношений и связей, в которые вступают дети в реальной жизни. Положительная мотивация открывает широкие возможности целенаправленного формирования различных сторон психической деятельности. Подбирая материал, мы ориентировались на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и развитию речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов, творческого мышления. Форма проведения работы с песком разнообразна: использование развивающих игр и упражнений, творческих заданий, тестов, путешествий. Создаваемый благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует обеспечению социальной успешности дошкольников, развитию их познавательных способностей и формированию предпосылок учебной деятельности. В заключении следует отметить, что в результате реализации данного проекта педагоги ДОУ приобрели опыт самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов. Налажено взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса, усилились методические связи между воспитателями, специалистами ДОУ и родителями воспитанников. Введение в практику работы детского сада элементов песочной терапии способствует психофизическому и личностному развитию детей. Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития. Список литературы: 1. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия: метод. пособие для педагогов, психологов, родителей / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – С-Пб: Речь, 2007. – 98 с. 2. Заботливая, Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста / Н. Ф. Заботливая // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 2. – С. 17-20. 3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по песочной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : ТЦ «Язык», 2001. – 146 с. 4. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., Нисневич, Л. А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. А. Нисневич. – СПб. : Детство-пресс, 2010. – 228 с. 5. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. Сада / А. Д. Кошелева М.: Просвещение, 2005. – 176 с. 6. Мешавкина, Т. Ф. Использование песочной психотерапии в работе с дошкольниками / Т. Ф. Мешавкина [Электронный ресурс]. – http://e-school.karelia.ru 7. Родина, А. М. Работа с песочницей: пособие для практических психологов / А. М. Родина, Е. П. Кораблина [и др.]. – СПб.: ТЦ «Сфера», 2010. – 138 с.
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.