ПЕДАГОГ - ПСИХОЛОГ Соколова Наталья Васильевна
(КОНКУРС) Сценарий мастер-класса для педагогов «Песочная анимация как средство психоэмоционального развития дошкольников»
27 ноября [ср]
Чудеснее песка нет для детей забавы,
Его всегда имеется в достатке,
Течет он нежно так сквозь руки,
Что не сравнить его ни с чем...
Иоахим Рингельнац.
Актуальность: Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. На первый план выступает личностно-ориентированная модель общения педагога с ребенком, забота о сохранении психического здоровья каждого ребенка, принятие его индивидуальности, раскрытие и развитие творческих способностей. При этом развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном обществе. Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, эмоциональные всплески и переживания. Существует несколько воздействий на эмоциональное состояние детей средствами искусства, наиболее приемлемым, в работе с дошкольниками, является рисование, и как одно из направлений - арт-терапия. Теоретическая база: Песочная арт – терапия является тонким научным направлением в области психологии и психотерапии. Сейчас это направления является актуальным арт- тренингом, проводятся съезды специалистов, организовываются конференции и форумы. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что рисование песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Определение: Песочная анимация, sand- art – рисование на песке. На поверхность, которая излучает направленный снизу вверх свет, наносятся тонкие слои песка (или сходного сыпучего материала). Рисование песком искусство молодое, появилось в 1970-х годах.основоположником является американка Кэролайн Лиф, Цель технологии: профилактика нарушений психоэмоционального и психофизического состояния детей, обучение особенностям техники рисования песком. Задачи: снимать психофизическое напряжение, развивать саморегуляцию эмоциональных реакций; познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства рисование песком на стекле; развивать мелкую моторику, тактильные ощущения; поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала; воспитывать навыки сотрудничества, совершенствовать коммуникативные навыки. Преимущества технологии: Техника рисования песком хороша тем, что в процессе деятельности можно изменить рисунок, нарисовать новый, дополнить его деталями, героями и т. д. Рисуя песком, не надо ждать, когда он высохнет, не надо пользоваться ластиком. Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления. У дошкольников развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь), умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями. Творческий процесс: Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка, выделяется центральная фигура, остальные детали прорисовываются дополнительно. Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли. В процессе обучения дошкольники учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности; оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность. Методологическая основа: Книга Мариелла Зейц «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница», редактор русского издания И. А. Качанова. Книга знакомит педагогов с различными игровыми методиками рисования на песке, которые открывают широкие возможности для развития, коррекции и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. При работе с песком учитываются индивидуальные особенности ребенка, в том числе, имеющего проблемы в развитии. Специально разработанные игровые занятия-тренинги представляют собой систему коррекционной работы с детьми с нарушениями эмоциональной сферы. Тренинг «Песочные картинки» проводится 1 раз в неделю. Разрабатывается перспективный план. Структура занятий рисованием песком: Каждая встреча с детьми состоит из вводной, основной и заключительной частей. Вводная часть : • эмоциональная минутка; • беседа по теме. Основная часть : • релаксация (2-3 минуты) под музыкальное сопровождение. (классическая музыка, звуки природы). • упражнение для развития мелкой моторики; • работа с песком по заданной теме (рисование песочной картинки по инструкции). Заключительная часть : • анализ детьми своих работ и рисунков товарищей (раскрытие творческого замысла ) • подведения итогов Детские работы фотографируются. Оформляются фотовыставки и фотоальбомы для каждого ребенка. Правила совместного с ребенком рисования песком: следить за психоэмоциональным состоянием ребенка, учитывать его индивидуальные особенности предлагать варианты игр и заданий, а не заставлять его следовать строгой программе; создавать пространство для его самовыражения, а не устанавливать жесткие рамки и правила; ценить инициативу и мнение ребенка, но не молчаливое согласие с Вами; стимулировать развитие творческих ситуаций вопросами, но не готовыми ответами; поддерживать ребенка в поиске своих собственных нестандартных решений на поставленные задачи. Технические элементы рисования: - Щепотью - Ладонью; - Кулаком; - Ребром ладони; - Одним пальцем; - Большими пальцами - Двумя пальцами; - Несколькими пальцами; - Симметрично 2 руками; - Засыпанием из кулачка. Результативность: Мониторинг эмоциональной сферы показал динамику улучшения и снижения нарушений: • агрессия, гипперактианость - на 20% • тревожность, страхи - на 30% Вывод: Песочная арт-терапии на стекле позволяет глубже понять внутреннее состояние ребенка, помогает отреагировать на негативные переживания и снять возникшее психоэмоциональное напряжение (агрессию, тревожность, застенчивость). Занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, учиться творчески мыслить. |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.