ПЕДАГОГ - ПСИХОЛОГ Соколова Наталья Васильевна
Консультация для родителей «Игры с песком, или Песочная терапия»
01 декабря [вс]
Цель: создание социальной ситуации для взаимодействия родителей и детей в процессе творческо-игровой активности. Задачи: 1. создавать условия для знакомства родителей с новой технологией «песочная терапия»; 2. способствовать коммуникативному взаимодействию мамы и ребенка (социально-коммуникативное развитие); 3. способствовать снятию психомышечного напряжения и тревоги. Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Он включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы. Развивается мелкая моторика рук, что стимулирует развитие центра речи в головном мозге и стимулируется формирование внимания и памяти. Ребёнок прислушивается к своим ощущениям и рассказывает о них. Игры с песком положительно влияют на психику ребёнка. Песочная терапия — это и возможность обучения детей предметному и ландшафтному конструированию. Из песка и природных материалов (кусочков дерева, веток, шишек, камушков и т. п.) дети сооружают реки, долины, горы, озера, дороги, туннели, мосты. Вдоль дорог возводят строения и целые города, населяют их жителями (игрушками-фигурками людей и животных). При этом развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентация, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща. На песке детей учат рисовать, писать буквы и целые слова (пальцем, палочкой). Это вызывает большой интерес, чем письмо на бумаге. Таким образом, песочная терапия позволяет: • стабилизировать психоэмоциональное состояние; • совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику; • стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности; • развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую, пространственную ориентацию; • стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор; • разнообразить способы сотрудничества. Как проводятся игры с песком? - Детям показывают, как можно, глубоко погрузив руки в песок (речной, кинетический или в песочнице, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать, т. е. делать самомассаж. Следует обучать детей проговаривать свои ощущения: - «Мне нравится погружать руки в этот песок»; - «Я чувствую тепло песка»; - «Я чувствую крупинки, они покалывают мои ладони». - Мне приятно”. Проводятся упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальцы “ходят гулять” по песку, прыгают, выполняют зигзагообразные движения, играют “на пианино”. Дети с интересом оставляют на песке отпечатки ладоней, ступней или следов от ботинок. Нравится им делать руками отпечатки геометрических форм. При этом дети лучше запоминают их названия (круг, квадрат, треугольник) и величину (большой, маленький, средний). Кроме того, песок можно раскладывать в пакеты, взвешивать, “продавать”, перевозить, лепить из него “угощения” и т. д. С удовольствием дошкольники играют в “сыщиков” (находят глубоко спрятанную в песок игрушку, в строительство ходов, лабиринтов, колодцев). Что же нужно для игр с песком? В зимнее время, а также в летние дождливые деньки, когда нет возможности поиграть в уличной песочнице, можно ее создать дома. Для создания песочницы потребуется: деревянный ящик 50x70x8 см (водонепроницаемый); кинетический песок или чистый просеянный песок (можно проколоть его в духовке); песокдолжен заполнять ящик на треть. наборы миниатюрных предметов, игрушек, различных деталей, имитирующих растительный мир, можно использовать различные природные предметы: кристаллы, камни, куски дерева, металл, семена, перья; фигурки людей, животных (в том числе мифических, обитателей водного мира, различные варианты жилища: домики, замки, заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки, транспорт, посуда и т. д. Отпечатки ладошек. Разровняйте поверхность песка и вместе с ребенком по очереди оставляйте отпечатки кистей рук — внутренней и внешней стороны. Чтобы отпечаток получился более четким, необходимо, слегка вдавив руку в песок, немного задержать ее в нем. При этом нужно прислушаться к ощущениям. А потом поговорите о них. Поскольку ребёнку будет трудно сделать это первому, начните сами: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю рукой, то ощущаю песчинки. А что чувствуешь ты?» После того как ребенок расскажет о своих ощущениях, надо попросить его перевернуть руку ладонью вверх. Сделайте то же самое и скажите: «Я перевернул руку, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка. По-моему, песок стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты?» Сделайте отпечаток ладони, ребенок накладывает свою руку на отпечаток и делится впечатлениями. Змейка. Проскользните ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки); выполните те же движения, поставив ладонь на ребро, — и проложите совместно с малышом «трассы»; «пройдитесь» ладошками по полученным «трассам», оставляя на них свои следы. Загадочные узоры. Можно создать на песке отпечатками ладоней, кулачков, с помощью природных материалов всевозможные причудливые узоры и попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, дождинкой, травкой, деревом, ежиком и т. д.). Чьи следы? Провести по поверхности песка отдельно каждым пальцем сначала правой, а потом левой руки (сначала только указательным, потом — средним, затем — безымянным, большим и наконец — мизинчиком, а затем — пальцами обеих рук сразу в той же последовательности); можно оставлять на поверхности песка отпечатки не только одного пальца, а сразу нескольких: двух, трех и т. д. Получатся загадочные следы. Пофантазируйте вместе с малышом: чьи они? Пианино. По поверхности песка можно поиграть, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом должны двигаться не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола. Пуговичный массаж. Предложите ребенку опустить в ящик с песком пуговицы, различные по величине, форме, фактуре. Необходимо опустить руку в песок и, совершая различные действия, описать свои ощущения. Можно спрятать в песок различные фигурки, бусинки, монетки, шишки. Обыкновенное чудо. И, наконец, можно безгранично фантазировать, создавая песочные города, космические станции, аэродромы, железные дороги, комнаты для кукол. Взаимодействия с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние, улучшает самочувствие взрослых и детей. Все это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека. Список литературы: 1. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия: метод. пособие для педагогов, психологов, родителей / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – С-Пб: Речь, 2007. – 98 с. 2. Заботливая, Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста / Н. Ф. Заботливая // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 2. – С. 17-20. 3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по песочной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : ТЦ «Язык», 2001. – 146 с. |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.